EqZYPVkg-6a7FlFCFkdLdfRDFjj5GCcN.jpg

Слова Уоррена Баффета «Покупай, когда все продают и продавай, когда все покупают» – можно смело считать слоганом сегодняшнего дня. Свои самые значимые сделки бизнесмен совершил в условиях жестких экономических кризисов.

Практически весь прошлый год испытывал бизнес на прочность. Компании, независимо от масштаба и вида деятельности, стали перед выбором – уход с рынка либо оперативное перестраивание всего формата работы. Пандемия, кроме экономического кризиса, принесла новые тренды ведения бизнеса, которые игнорировать уже не получится.

Есть ли перспективы у классического бизнеса?

Не просто принять факт, что традиционный оффлайн-бизнес, не подкреплённый онлайн технологиями, обречён. Пандемия показала, что очень много предприятий, которые имели точки контакта, были закрыты на карантин, и большой процент из них вообще не пережил локдаун. Сегодня малый бизнес в 2021 году в России должен максимально быстро найти и реализовать бизнес-идеи, что нацелены на автоматизацию отрасли.

С наименьшими потерями из карантина вышли технологические бизнесы, которые были готовы к автономной работе или очень быстро на неё перешли.

Классический бизнес уже активно создаёт безопасные и по максимуму бесконтактные условия для своих сотрудников и клиентов, начиная с внедрения инструкций и заканчивая обеспечением средствами личной защиты.

И если практически весь 2020 год бизнес пребывал в состоянии неопределённости, то малый и средний бизнес 2021 года уже имеет антикризисный опыт. Выстоявшие и вернувшиеся в строй после карантина предприятия вкладывают средства в автоматизацию процессов и в цифровизацию. Такой подход должен помочь адаптироваться и быстрее восстановить докарантинные показатели.

GSPwPtJzj9lhqHiytJyuztnL45NlO6qU.jpg

Отрасли, которые наиболее пострадали от пандемии.

Можно смело сказать, что предприятия, которые не сумели очень быстро переориентироваться на продажу товаров и предоставление услуг в онлайн режиме, подвержены сегодня риску закрытия. Самый ощутимый удар был нанёсен сфере услуг – общепит любого уровня, туризм, энтертейнмент, салоны красоты, спортивные центры и гостиницы, а также розничные непродовольственные магазины. Спрос на такие услуги сильно сократился, а обязательные затраты не изменились. Предприятиям необходимо было оплачивать аренду, налоги, зарплату работникам, что и привело к большому кассовому разрыву.

В итоге, малый бизнес к 2021 году в России подошел с заниженными зарплатами наёмных сотрудников, очень низкими показателями объёма спроса и выручки.

Однако люди не перестали покупать различные товары и пользоваться услугами, и это уже оставляет надежду если не на быстрое, то на постепенное возрождение.

Чтобы не уйти с рынка, компании должны динамично искать новые ниши, применять новые инструменты. Малый и средний бизнес в России 2021 года находится на передовой. Предприятиям приходится первыми применять новые технологии и модели ведения бизнеса, прямо «в полевых условиях» их тестировать и, к сожалению, первыми нести потери от неэффективных шагов.

aEznSRDyPi-IXV9_c1M_Av3zzB539zVh.jpg

Новые тренды в малом и среднем бизнесе в 2021 году

Кризисное время не располагает к открытию нового дела или к вложениям. Однако и в такое нелёгкое время можно найти перспективные идеи и, если не начать новое дело, то провести апгрейд уже существующего.

  • Дистанционная работа стала без преувеличения главным трендом 2021 года. И речь идет не только о переводе сотрудников на удаленную работу. Малый бизнес в 2021 году в России нуждается в принципиально новых форматах организации работы. Бесконтактные маркеты, заказы онлайн и доставка – те самые тенденции, которые не уйдут из нашей жизни и после пандемии. На плаву однозначно останутся те предприятия, которые быстро переориентировались на гибридную удалённо-офисную форму работы. Благодаря этому, они получили возможность нанимать опытных специалистов, независимо от их места проживания.
  • Доставкой многие пользовались и до коронавируса, однако, в период карантина этот сервис стал объективно самым востребованным. Для многих предприятий общепита, особенно для ресторанов, хорошим решением была организация собственной службы. Также стали открываться компании специализирующиеся именно на доставке. Когда все трудности, связанные с карантином, будут позади, такая бизнес-модель не потеряет свою актуальность. Потенциал имеет сервис доставки фермерских продуктов или от крафтовых производителей.
  • Электронные торговые площадки или маркетплейсы. В их функции входит познакомить поставщиков с потенциальными клиентами, максимально упростить коммуникацию. По понятным причинам количество покупателей возросло, что делает привлекательными такие площадки для новых поставщиков и производителей. Эта модель подходит для целого спектра областей. Компании, что стали или только становятся маркетплейсами – это ритейлеры, финансовые и IT компании, логистики.
  • Переработка отходов. И снова, такую тенденцию назвать новой нельзя, но в последний год уровень экологической заинтересованности возрос в разы. Это бизнес-направление динамично развивается, появляются новые технологии сортировки и переработки. Наиболее перспективными областями, где могут занять нишу малый и средний бизнес 2021 года, это переработка макулатуры, древесных отходов, пластика, строительных отходов и стекла.
  • Телемедицина. Это принципиально новый рынок, услуги которого стали востребованными именно в 2020 году. Сегодня это вынужденная альтернатива похода к врачу. К таким услугам можно отнести онлайн-консультации, подбор нужной клиники, приложения для наблюдения за пациентом, страхование.
  • Зеленый малый и средний бизнес в России 2021 года еще один глобальный тренд. Философия таких предприятий заключается в стремлении оказывать исключительно позитивное влияние на экологию. И это не только утилизация отходов. Зеленые компании могут занимаются утилизацией электроники, предоставлять в аренду экологически чистые авто, велосипеды, самокаты, заниматься экологичной уборкой помещений без использования агрессивных химических средств, выращивать овощи и фрукты без удобрений или производить органическую косметику.

Без сомнения, тренды этого года станут нормой в дальнейшем. Компании уже открыли для себя позитивные стороны удалёнки, внедрили новые технологии ведения бизнеса. Так зачем же делать шаги назад, когда лучше двигаться вперед?

ddyMEBJ9tfNz4zjxFOlb8TunG3yqe1Pe.jpg

Торговля в онлайн режиме – основные тенденции

Главный тренд во всем мире – стремительное увеличение количества тех, кто перешёл на интернет-шопинг. Сегодня такой вид покупок стал обычным делом для огромного количества потребителей. Как следствие, многим торговым предприятиям пришлось осваивать онлайн-торговлю.

И самое интересное наблюдение – появление нестандартных привычек в электронной коммерции. Например, еще недавно покупка овощей онлайн была как бы экзотикой. Сегодня этот сервис набирает обороты, и появляются бизнес-схемы, в которых объединены фермеры, транспортные и рекламные компании.

Что привлекает в онлайн-продажах – их не волнует локдаун. Продавцы на маркетплейсах имеют целый ряд преимуществ.

С началом карантина онлайн-магазины не закрывались.

  • Наличие платформ позволяет поставщикам не размениваться на рекламу, наполнением своего сайта, а сосредоточиться непосредственно на работе.
  • Чтобы начать работать в области электронной коммерции, не нужны гигантские вложения средств.
  • Покупки онлайн становятся привычным делом и не уйдут с окончанием пандемии.
  • Онлайн-торговля наиболее безопасный вид ритейла.
  • Высокое качество сервиса – главная часть данного бизнеса. Длительная доставка или плохая коммуникация станут поводом ухода к другому поставщику.

Если учесть все перечисленные тенденции, то все участники сделок в режиме онлайн получают выгоду. Продавцы имеют рынок сбыта, покупатели – выбор качественных предложений.

32AbMMCI6_Rr9EXvnwmQ0uTTh540mhHB.jpg

Выбор бизнес-идеи

Открытие предприятия – трудная и масштабная перемена в жизни. А открытие бизнеса в кризисное время – решение, требующее в разы большей ответственности, продуманности и определённой уверенности. Основной трудностью в такой момент является выбор идеи для бизнеса и стратегии ее воплощения. Какие шаги нужно предпринять во время выбора.

  • Оценка собственных имеющихся ресурсов. Развитие любого дела требует вложений. И это не только финансы, хотя их понадобится достаточно, но и силы, здоровье, нервы. Лучше воздержаться от вложения всех средств в один проект. А если сумма начального капитала не очень большая, то лучше начать с того бизнеса, что не требует больших вложений. Кредитные средства в начале предпринимательского пути – это очень большой риск.
  • Навыки, интересы и желания. Здесь очень важно, чтобы бизнес-идея была перспективной не только с позиции финансов, но и интересной. Разумно начинать собственное дело в той области, где уже есть знания и навыки. Если есть опыт работы на предприятии, где уже есть профессиональные достижения, то почему бы не попробовать себя в этой же сфере, но уже как самостоятельного предпринимателя.
  • Маркетинговый анализ. Это очень сложный этап, к которому стоит подойти с максимальной серьёзностью. Если идея найдена, то нужно детально изучить спрос, наличие потенциальных потребителей, работу конкурентов. Такое исследование поможет понять получит ли новый бизнес развитие, сможет он конкурировать с уже сложившимися игроками.

Основным препятствием, которое мешает открыть свой бизнес, является отсутствие или минимальная сумма средств. Однако даже в такие сложные для страны времена можно найти варианты, где вложения будут вполне щадящими.

qJLR0gruQNVrjPIrFh43RQEuhV-f0GoO.jpg

Малый бизнес в РФ 2021 – идеи для воплощения

Как уже было сказано, классический бизнес, связанный с предоставлением офлайн услуг, теряет свои позиции. Тем, кто сегодня только становится на путь предпринимательства, приходится осваивать интернет технологии. В любом случае такие знания и навыки будут однозначно полезными и после выхода из наших сегодняшних суровых реалий. Предлагаем несколько вариантов бизнес-моделей, которые можно применить уже сегодня.

  1. Франшиза. Старт предприятия по франшизе определённо выгоднее, чем начало с нуля. Франчайзинг дает неоспоримые преимущества, особенно для дебютантов. Это всегда проверенная и отработанная бизнес концепция. Риск убытков существует всегда, но здесь он значительно ниже, так как владелец франшизы кровно заинтересован в развитии новой точки сети. Новые партнёры могут рассчитывать на помощь, консультации и обучение со стороны компании-организатора. По системе франчайзинга работают компании в различных областях – питание, развлечения, бьюти сервиса или одежды и обуви. Интересны франшизы в области информационного бизнеса, которые предлагает компания CitySites. Это сеть городских порталов, где покупатель зарабатывает на предоставлении рекламных площадей.
  2. Образование. Сегодня это один из самых перспективных и востребованных видов предпринимательства. И снова речь идет о применении интернет-технологий. Дистанционное образование предлагают не только частные репетиторы, но и классические университеты с вековой историей. Малый и средний бизнес в России 2021 в сфере образования набирает популярность, а спрос на такие услуги растет и пока что превышает предложение. Можно создавать курсы повышающие квалификацию или обучающие предметам с нуля. Это могут быть профессиональные курсы для множества областей – бухгалтерия, финучет, моделирование и конструирование одежды, иностранные языки. А можно заниматься репетиторством и готовить к поступлению выпускников или помогать младшим школьникам разбираться с теми предметами, которые трудно воспринимаются.
  3. Об онлайн-торговле уже было сказано выше, но это очень перспективная область для предпринимательства. Здесь нужно проявить креативность и предложить свой собственный подход. Например, доставку самых свежих фермерских фруктов и овощей, заняться реализацией экологически чистых или переработанных строительных материалов, продавать только органическую косметику. Ниши в этой сфере предпринимательства появляются регулярно.
  4. Бизнес на приложениях. Мобильные приложения помогают снизить расходы, помогают связывать заинтересованных клиентов. Индустрия приложений как веб- так и мобильных – отрасль с миллиардными вложениями. И не стоит думать, что все что только можно и нужно уже разработано. Возможности и потребности этой сферы практически безграничны.
  5. Туризм. Несмотря на карантинные меры, закрытие границ государств, пока что отсутствие вакцинации, можно попробовать себя в сфере внутреннего туризма. Организация походов выходного дня с продуманной и интересной программой – чем не интересный вид заработка? Также можно рассмотреть варианты проведения экскурсий. И не обязательно, что такой вид досуга будет интересен только приезжим гостям. Каждый город имеет свою историю, свое лицо, свою культуру, свои особенности. Стоит изучить какой-то узкий аспект. Например, деятельность архитектора, который работал в этом городе, или историю жизни известного деятеля – выходца из этих мест, можно устраивать тематические экскурсии. Одни однозначно будут очень интересны и самим горожанам.

Сложно рассказать все о малом бизнесе в России в 2021 году в рамках одной статьи. Единственное, что можно спрогнозировать с большой долей вероятности – жизнь малого и среднего бизнеса не вернётся к прежним стандартам. Разрабатываются и вступают в силу значимые законодательные нововведения. Появляются новые концепции ведения бизнеса, технологии и модели, которые помогают повысить продуктивность.

И несмотря на то, что малый и средний бизнес в России 2021 года пока что только начал адаптироваться к внезапно изменившимся реалиям, это длительный и трудный процесс.