AzCxxNfTpRyqjH_mDQqJeAg91DHlLcdp.jpg

Довольно много молодых, динамичных, креативных людей задумываются об открытии собственного бизнеса. Однако прежде чем дело станет приносить прибыль, бизнесмен-дебютант должен пройти множество этапов. И нет никакой гарантии, что в финале его ожидают феерические прибыли и собственная бизнес- империя.

Вариант франчайзинга для новичков наиболее привлекательный и сравнительно безопасный, но и он требует предварительного маркетингового исследования и учета множества нюансов.

Очень кратко о бизнесе по франшизе

Франшиза – договор, по которому правообладатель, как правило успешная компания, предоставляет пользователю право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс прав, которые принадлежат правообладателю. Компания-продавец называется франчайзером, а покупатель – франчайзи. В большинстве случаев франшизу покупают люди, которые уже обзавелись каким-то стартовым капиталом, но пока еще не обладают достаточным опытом или знаниями, чтобы работать самостоятельно.

Сама стоимость франшизы называется паушальным взносом и выплачивается единственный раз во время заключения договора. В процессе работы, франчайзи выплачивает роялти – регулярные платежи. Роялти часто рассчитывается как процент от доходов новой точки сети.

Такая модель предпринимательства набирает популярность в России. Франчайзеру выгодно масштабирование своего дела, поэтому он заинтересован в успешной и эффективной работе своего нового партнера. Кроме использования в работе раскрученного товарного знака, компания-продавец проводит обучение сотрудников, оказывает помощь в выборе помещения, часто берет на себя все рекламные мероприятия. Но даже в таком виде предпринимательства могут возникать определённые проблемы, на которые мы и обратим внимание.

О чем необходимо знать новому партнёру

В тех государствах, где франчайзинг очень широко используется во множестве секторов экономики, законодательно задекларирован ряд требований о раскрытии информации франчайзером. В России пока что франчайзинг не достиг такого уровня, но перед заключением контракта стоит найти/запросить следующие сведения.

  • Полный текст договора франшизы хотя бы за 14 дней.
  • Детальную информацию о самой компании-правообладателе и о торговой марке, которая будет объектом договора.
  • Желательно узнать о других франчайзи в данной сети.
  • Не лишней будет информация о точках, которые находятся под управлением самого франчайзера.
  • Полезно знать о динамике изменений числа франчайзи за последние два-три года.
  • Информация о возможных судебных или арбитражных разбирательствах.

Наиболее важными будут вопросы, касающиеся финансовой стороны. Здесь нового партнёра должны интересовать сумма паушального взноса, размер предварительных инвестиций, периодичность и очень точный расчет роялти. Без этих данных франчайзер может наткнуться на подводные камни франшизы.

4v5iuWDsWTRqLBZ2DoylBFZTQ3YR1mzs.jpg

Бизнес по франшизе: подводные камни

Ещё никому, даже самому осторожному и продуманному бизнесмену, не удалось избежать рисков и ошибок. Но осведомлён – значит, предупрежден и никогда не помешает собирать любую информацию, стараться анализировать ее и пытаться составить прогноз на некоторое время вперед. В этом случае франшиза, подводные камни которой не всегда видны с первого взгляда, обязательно станет перспективным видом заработка.

Основными негативными моментами, с которыми часто сталкивается начинающий предприниматель можно назвать следующие.

1. Каждый договор прописывает регламент, подлежащий строгому исполнению со стороны покупателя. Нарушение правил несет за собой штрафы, другие санкции. Такая скованность в работе может привести к тому, что партнер теряет интерес к такой работе.

2. Франчайзер вправе потребовать, чтобы новая точка работала исключительно с теми поставщиками, которые он указывает в контракте. И снова это правило может на каком-то этапе показаться франчайзи слишком сковывающим свободу его действий.

3. Обязательное и неукоснительно согласование любых действий франчайзи с головной компанией. Бывает, что предъявляются очень жесткие рамки.

4. Непонятно составленные контракты. Франчайзер занимает доминирующую позицию и самостоятельно составляет договоры, где в первую очередь, учитывается его интересы.

5. Расторжение контракта. Контракт расторгается главной компанией в одностороннем порядке, если партнер не выполняет все условия. В этом случае все понятно. Однако есть вариант, что франчайзер банкрот. Тогда вся сеть имеет сомнительную репутацию и вообще может быть закрыта, несмотря на успешную работу отдельных точек.

Все перечисленные негативные моменты можно избежать, если очень внимательно и по максимуму скрупулезно отнестись к документам и не полениться собрать детальную информацию о своем будущем франчайзере.

Ошибочные выводы, которые может сделать начинающий франчайзи

Открытие франшизы – в любом случае безопаснее, чем открытие предприятия с нуля. Но и здесь начинающие бизнесмены могут не совсем адекватно воспринимать сложность и специфику такой деятельности. Вот несколько самых распространенных заблуждений.

  • Франчайзинг – готовый бизнес на всем готовом. Компания продает технологию ведения дела, но не навыки и опыт. Следуя рекомендациям продавца можно исключить множество проблем, но следовать им бездумно – чревато. Не всегда востребованный товар в одном месте будет также популярен везде.
  • Чем меньше цена франшизы, тем она проще. Нет бесплатных франшиз. Хоть и можно найти такие без роялти или без паушального взноса, но не бесплатные!
  • Контракт - простая формальность. Такое заблуждение всегда оборачивается очень неприятными последствиями. Не нужно экономить на профессиональной юридической поддержке в первое время.
  • Франчайзи не собственник бизнеса. Собственник – франчайзер и строит он только партнерские отношения. Партнер покупает схему, ему предоставляется в помощь возможность пользоваться чужим брендом, но правила устанавливаются правообладателем.
  • Чужой опыт ничего не даёт. Все участники заинтересованы в достойном реноме сети и могут делиться собственным опытом, чтобы избегать ошибок.

Бизнес по франшизе, подводные камни которого мы рассмотрели, набирает популярность. Главное – выбрать успешную, долго работающую на рынке модель со своей сетью.

Присоединяйся к прибыльной франшизе и начни зарабатывать сейчас!