nOESkABkWqA6i7hfrO2qMstQ-1otMlfv.jpg

Прежде чем речь пойдёт о плюсах и минусах, стоит сказать, а что же такое – франчайзинг. Если говорить предельно коротко, то это форма организации бизнеса, где компания-правообладатель или владелец, предоставляет за плату право реализовать свои товары/услуги/продукты другой компании. Франчайзеры получают возможность масштабировать свой бизнес, а предприниматели-новички имеют шанс быстро и сравнительно безопасно войти на рынок.

При заключении контракта новый партнер обязан строго следовать принципам работы, которые установлены фирмой-владельцем. И это условие говорит, что присутствуют плюсы и минусы франшизы.

Почему популярен франчайзинг?

Прежде чем рассматривать преимущества и недостатки франчайзинга, стоит понять, почему такой вид коммерческой деятельности набирает популярность в последнее время.

Развитие предпринимательства, а особенно малого, в России сопряжено с определёнными трудностями. Основными причинами затруднений можно назвать законодательство, которое не благоприятствует развитию малого предпринимательства, нехватка кадров, обладающих фундаментальными экономическими или юридическими знаниями. В итоге, малым фирмам и компаниям значительно легче выживать, становясь партнерами крупных и уже зарекомендовавших себя игроков рынка.

Зачастую франшиза приобретается людьми, уже имеющими начальный капитал и желание начать своё дело, но не обладающими достаточными знаниями и опытом в сфере предпринимательства. У них нет ни стратегии ведения дела, ни проверенных контактов с поставщиками, источников сырья или продуманной системы сбыта. Именно франчайзинг, как интеграция малого и крупного бизнеса, помогает решать такие задачи.

Бизнес по франшизе плюсы и минусы

Решение заняться собственным коммерческим проектом – одно из самых трудных и ответственных. Оно должно быть максимально взвешенным и изученным до нюансов. Как и любой тип деятельности, франчайзинг имеет плюсы и минусы для обеих сторон. Причем как преимущества, так и недостатки стоит разделить на две группы – для франчайзера/организатора и для франчайзи/партнера. И не исключено, что недостатки для одного будут преимуществами для другого.

twFz1pyRYlnmvLYGIMApHvkZzfIHirpv.jpg

Позитивные стороны франчайзинга

Сперва рассмотрим плюсы и минусы франшизы для покупателя и начнём с позитивного.

  • Покупателю предоставляется право работать под брендом компании-продавца. Заметим, что любая франшиза создается на основе только успешного и зарекомендовавшего себя предприятия. Франчайзи получает уже известный логотип, для продвижения которого уже все сделано. Клиенты знают этот товарный знак, а партнёру нет необходимости вкладывать средства, иногда довольно приличные, в раскрутку и поведение рекламных компаний. Однако есть одна закономерность – чем известнее и раскрученнее бренд, тем выше цена франшизы.
  • Поддержка со стороны опытного франчайзера. Организатор за годы предпринимательства уже выработал корпоративный стиль, нашел путем проб и ошибок, проверенных и лояльных поставщиков, имеет свои каналы реализации и наработал связи с продавцами сырья. Своим опытом крупная компания готова делиться с руководителем открывающейся точки. Такой подход значительно облегчает жизнь франчайзи. Ему не нужно тратить силы и время, чтобы обзавестись нужными и эффективными связями. Начиная от подбора оптимального набора оборудования до цвета униформы сотрудников, берет на себя правообладатель.
  • Вложения в рекламу минимальные. Для вновь открытого предприятия затраты на рекламу очень ощутимы. Иногда их можно сравнить со стоимостью франшизы. Причём никакой гарантии на то, что все это обязательно окупится, а на раскрутку бренда уйдут не только солидные средства, но и годы. При рассматриваемой схеме, все уже сделано компанией-продавцом. В подавляющем большинстве, все что касается рекламы – буклеты, дизайн вывески, даже оптимальные тексты объявлений и их цветовая гамма, все входит в пакет. Покупатель всегда может использовать результат масштабных рекламных акций, что проводит франчайзер.
  • Приобретение опыта. Новый сотрудник за сравнительно короткий срок и при определённой заинтересованности становится приличным специалистом в новом для себя деле. Ему не нужно проходить порой дорогостоящее обучение, или получать опыт за годы работы в этой сфере. Франчайзи черпает знания и навыки из разработанных франчайзером программ по совершенствованию системы управления предприятием, которые передаются ключевым сотрудникам покупателя. Часто продавец и покупатель стараются проработать друг с другом некоторое время, ещё до открытия очередной точки сети.
  • Малая конкуренция. Договором франчайзинга определяются очень чёткие территориальные рамки ведения деятельности. Такой шаг исключает угрозу конкуренции со стороны иных обладателей такой же франшизы. При индивидуальном предпринимательстве нет никакого способа определить, где и когда возникнет большая вероятность соперничества.
  • Франчайзи получает доступ к арсеналу возможностей продавца - к результатам научных и промышленных разработок, маркетинговым исследованиям.

Что касается франчайзера, то по сути, франчайзинг – тиражирование успешного коммерческого проекта, апробированного опытным путем. При заключении новых договоров, правообладатель значительно расширяет сбыт, имеет стабильную прибыль за счет роялти и укрепляет имидж своей фирмы

EerE86cli2xFKe7LXsCOcowkw-kqOApE.jpg

Негативные стороны рассматриваемой модели

Так как мы рассматриваем бизнес по франшизе плюсы и минусы, то без негативных моментов такой тип предпринимательства не обходится. Вначале разберем, какие подводные камни подстерегают франчайзера.

  • Новые сотрудники – это самостоятельные предприниматели, а не работники компании-продавца. Даже при наличии контракта могут быть проблемы с контролированием сделок, которые совершает франчайзи.
  • Плохая работа франчайзи негативно влияет на всю сеть и особенно на головную компанию, ведь все потребители видят каждое предприятие как отделение или часть цепи.
  • Опоздание с оплатой роялти или недоплата. Организаторы часто устанавливают выплату, рассчитывая ее как процент от суммы продаж. Франчайзи должны представлять отчет, для определения суммы оплаты, но всегда есть возможность попыток скрыть реальные суммы продаж.
  • Сохранение коммерческой информации. Несмотря на подписание договоров о неразглашении и сохранении коммерческих сведений, ни один франчайзер не застрахован от не сохранения конфиденциальности.
  • Выход из сети самых успешных франчайзи. В ходе работы партнёр может посчитать, что на него наложены большие ограничения, потеряет интерес к делу и расторгнет договор. Такие предприниматели вскоре открывают свои компании, пользуясь теми знаниями и навыками, что получены ранее, а это уже составляет конкуренцию.

Что касается негативных моментов для франчайзи, то они следующие.

  • Франчайзинговая система ощутимо ограничивает инициативу покупателей. Жесткое следование правилам и принципам согласие, на которые франчайзи дает до подписания договора
  • Необходимость сотрудничества со всеми предприятиями сети.
  • Недостаточная или вообще отсутствие поддержки от компании-продавца.
  • Отсутствие объективных данных о реальных финансовых возможностях франчайзера. В случае его банкротства, франшиза может быть продана или ликвидирована.

Все коммерческие проекты не защищены от рисков. Разбирая преимущества и недостатки франчайзинга, можно сделать для себя вывод, стоит ли начинать заниматься таким проектом. Однако изучив все плюсы и минусы франшизы, видно, что это наиболее безопасная организация современного бизнеса.

Смотрите также