Возможность открытия собственного бизнеса привлекает многих. Желание реализовать свои бизнес-идеи появляется если не у каждого, то у большинства. Но путь, который необходимо пройти от идеи до запуска довольно длительный и отпугивает своей сложностью. И для тех, кто все-таки не хочет расстаться с мечтой о собственном деле, есть оптимальный вариант – работа по франшизе.

3LH2OD2nw2SdOKXhJF_jHuM5136dtGun.jpg

Что такое франшиза?

Франчайзингом называется вид лицензии, предоставляющий покупателю права пользоваться в своей деятельности товарным знаком продавца, применять его бизнес-модель. Все это осуществляется на определенных условиях.

Если простыми словами, то есть успешный предприниматель, который имеет желание и возможность расширить свое предприятие и получать больше дохода. Также есть предприниматель, у которого есть желание начать деятельность в перспективной области, но при этом ему хочется избежать возможных рисков.

Для того, чтобы бизнесмен получил возможность работать по уже проверенной и успешной модели продавца, эти субъекты заключают договор. По данному соглашению, новый партнер получает готовый бизнес-план, право использовать раскрученный бренд, возможность использовать авторские разработки и технологии. Правообладателю за это предоставляется вступительный или паушальный взнос и отчисления-роялти.

Владельца бизнеса называют в данном случае франчайзером, партнера – франчайзи.

Работа по франшизе – преимущества

Сразу нужно понимать, что данные проекты всегда создаются на основе зарекомендовавшего себя на рынке бизнеса. Основными плюсами в работе по франшизе являются следующие моменты.

  • Невысокие риски или отсутствие таковых. Создание своего бизнеса очень сложный, довольно затратный и ответственный процесс. Начинающий бизнесмен будет учиться на собственных ошибках и промахах, что может быть довольно болезненным опытом. Работа по франшизе значительно уменьшает возможность рисков, ведь франчайзер уже прошел все проблемные стадии становления. В итоге покупатель получает полноценную, проверенную опытным путем бизнес-модель. Это отлаженная система ведения бизнеса, которая включает узнаваемый бренд, лояльных клиентов, проверенных поставщиков. В этом случае все процессы – снабжения, реализации, управления, отлажены до мелочей.
  • Реноме компании. Во многом будет зависеть от качества деятельности франчайзи. Франчайзеру выгодно контролировать соблюдение всех задекларированных в соглашении правил. Именно правообладатель устанавливает все стандарты от оптимального размера помещения до цветовой палитры формы персонала.
  • Узнаваемость бренда. Самостоятельный выход на рынок – это силы, деньги, нервы и, конечно же, время. Чтобы вновь созданный бренд начал работать на своего обладателя, должно пройти реально много времени. Если начинать работать по франшизе, то о потраченном времени можно забыть. Покупатель изначально ведет свою деятельность под известным брендом. А это показатель репутации, который привлекает клиентов к новой точке. Все обладатели раскрученных товарных знаков вкладывают солидные средства в рекламу, регулярно проводят масштабные рекламные мероприятия. Франчайзи прикладывает силы и вкладывает средства в рекламу только своей точки.
  • Ускоренный выход на окупаемость. Потенциальному собственнику, что решился на открытие своего дела с нуля, чтобы возвратить вложенные средства понадобится около двух лет. За это время он будет разрабатывать бизнес-план, заниматься поиском лояльных и порядочных поставщиков и партнеров, подбирать помещение, оборудование, набирать и обучать персонал.

Следующим этапом будет создание сайта, разработка логотипа, придумывание своего уникального стиля, поиск рекламных агентств и налаживание связей в социальных сетях.

Рассматриваемый проект если не исключает, то минимизирует все эти действия.

  • Сопровождение. Как было сказано, франчайзер заинтересован в правильной и успешной деятельности франчайзи, так как это положительно влияет на общую сеть. Франчайзеры организовывают обучение, где дают схемы управления, оказывают помощь в подборе и обучении сотрудников. Сопровождение может быть при прохождении регистрации, постановке новой компании на учет в налоговых органах. Очень многие консультируют партнеров по юридическим вопросам, советуют, как оптимально распределить доходы и расходы, помогают с маркетингом.

8eXi7861eAX4g5gwl2NRn30sHDLslyIO.jpg

Недостатки рассматриваемой модели

Такой вид предпринимательства не подойдет свободолюбивым и креативным особам, которые не могут действовать по чужим правилам.

К основным негативным моментам можно отнести следующие.

  • Ограниченная самостоятельность. Вся концепция ведения бизнеса строго и бесповоротно определена франчайзером. Покупателю необходимо неукоснительно следовать всем прописанным принципам. Здесь могут быть предусмотрены определенные инструменты маркетинга, выбранные правообладателем способы рекламы, разрешение или запрет участия в социальных проектах. Работать по франшизе и параллельно воплощать свои собственные нестандартные идеи не получится.
  • Все действия нового партнера регламентируются соглашением, и правообладатель очень строго следит за тем, чтобы правила неукоснительно соблюдались. Недопустимо нарушать переданную технологию производства, изменять дизайн помещения или правила обслуживания. Иногда владелец настаивает на соблюдении четких формулировок в рекламных объявлениях.
  • Темп. Франчайзи не может самостоятельно выбрать комфортный для себя темп работы и франчайзер отслеживает соблюдение сроков и нормативов.
  • Ограничение роста. Покупателю редко позволяется масштабировать свое дело, открывать новые точки, самому определять политику и стратегию. Все это ограничено стратегией бренда.

Если плюсы перевешивают недостатки, то можно начать рассматривать вариант франчайзинга.

Франчайзинг – стоимость, отчисления и взносы

Все виды рассматриваемого сотрудничества можно разделить на три варианта

1. Экономный, когда предоставляется право только использовать товарный знак, передается общее описание стратегии, предоставляются скидки от подрядчиков.

2. Средний, где к вышеперечисленному, добавляются обучение руководства, помощь в выборе помещения.

3. Дорогой – компания-правообладатель по максимуму помогает партнеру – обучает персонал, консультирует по любым вопросам.

Классические траты во франчайзинге – вступительный или паушальный взнос и роялти.

Паушальный взнос оплачивается единственный раз в момент подписания договора и является фиксированной платой за присоединение к сети. Его размер зависит от направления, раскрученности торговой марки и включает те средства, которые франчайзер вложил для точки. Не существует универсального способа расчета суммы паушального взноса. Каждый правообладатель его устанавливает сам. Встречаются варианты, когда такой взнос разрешается внести частями – в рассрочку. Такое положение должно быть прописано в договоре.

Нередко сумма вступительного взноса зависит от перспективного дохода вновь созданного предприятия. Необходимо знать, что рассматриваемый платеж не единственное и не финальное вложение в открытую компанию.

Роялти – это плата за использование чужой и известной торговой марки в своей деятельности. Это своего рода регулярное вознаграждение за эксплуатацию франшизы. Практически, роялти – это основной источник прибыли владельца бренда. Такой платеж может быть фиксированным или представляет процент от выручки. Фиксированные платежи применяются реже, чем тарифицированные. Еще существует такой вид как смешанные, когда франчайзер оплачивает процент от выручки, который не может быть менее фиксированной суммы.

В расчете роялти франчайзер анализирует данные конкурентов, причем обращая внимание, на размер и на качество предоставляемого сопровождения деятельности. Также рассчитывает экономическую привлекательность франчайзинговой точки, оценивает как повышение или понижение размера роялти повлияет на её выручку и окупаемость.

pDgnvJ5Wte4fdNEbOH3RK89eAr51McsH.jpg

Франчайзинг. Возможные риски

Каждый предприниматель, независимо от масштаба своей компании и опыта, рискует. И при работе с данным проектом могут присутствовать негативные нюансы, к которым могут относиться не конкретно прописанные положения договора.

Сюда можно отнести переоценку собственных ресурсов и возможностей. Например, требования могут быть очень строгими и даже суровыми, не дающими никаких уступок.

Сложно предположить, как отразится закрытие главной компании-франчайзера. Любые непредсказуемые действия правообладателя приводят к непредсказуемым последствиям всю сеть. Франчайзер может отказаться продлить действие соглашения или благодаря уловке, изменит правила. Может быть, что в презентации и на словах обладатель бренда обещает мощную поддержку, а на деле ограничивается незначительными консультациями.

Самой известной опасностью для предпринимательства является непредсказуемость рынка. Успешная в небольшом городке бизнес-модель может оказаться нежизнеспособной в мегаполисе. Или интересный и нужный сервис в большом городе, может быть невостребованным в маленьком населенном пункте.

Критерии выбора проекта

Если все плюсы перевесили недостатки, минусы вполне приемлемы, и есть понимание, как работать с франшизой, можно приступать к выбору. Если говорить об общих принципах, то он один.

Такой тип предпринимательства идеален для тех, кому не хочется идти по непроторенной дороге, кто не планировал покорять рынок уникальными продуктами или ноу-хау. Работа по этой модели подходит новичкам, которые не разбираются во всех тонкостях личного предпринимательства.

Лучше искать среди тех, что предлагают проекты, в сфере, что интересна, в которой хочется развиваться. Можно выбирать самостоятельно, а можно проконсультироваться со специалистами. Если есть вопросы, как работать с франшизой, что выбрана, можно обратиться к тем, кто уже нашел себя в этой сети и не против поделиться впечатлениями.

Самые распространенные проекты - в области общепита и торговли. Но свои разработки предлагают предприниматели в различных сферах – автобизнес, зообизнес, услуги в области красоты, здоровья и спорта. Набирают популярность такие секторы как образование, развлечения, агробизнес, информационные услуги. Именно в сфере информационных услуг предлагает свою франшизу компания CitySites. Это предприятие на рынке информационных услуг более десяти лет и является разработчиком городских порталов. Покупатель получает возможность зарабатывать на своем сайте, предлагая рекламные площадки партнерам-рекламодателям.

Выгодная франшиза от CitySites в твоем городе