Франчайзинг
в Латвии начал активно продвигаться в 1998 году, ровно 20 лет назад.
Как и во многих других странах мира, одна из первых компаний, продавшая
франшизу предпринимателям в Риге, стала всемирная сеть фастфуда
McDonald’s. Кафе расположилось в одном из оживленных мест города. Но
даже несмотря на это, ему не удалось добиться тех успехов, которые
достигали в конце 90-х – начале 2000-х кафе данной сети в других
странах. Дело в том, что в Латвии немало собственных кафе с вкусной и
свежей выпечкой. В итоге, McDonald’s не стал лидером сегмента в Риге, а
занял лишь небольшую нишу. Прежде всего, его посещают ученики школ и
студенты.
В
2004-м году в Латвии прошла первая конференция «Франчайзинг в Балтии».
Была создана ассоциация для предпринимателей, желающих приобретать или
продавать франшизу на территории Латвии и других стран Прибалтики. После
кафе McDonald’s в Риге стали открываться представительства таких
компаний, как:
- Tosa – компания, выпускающая Baskin Robbins - всемирно известное мороженное;
- MG-Kids – производитель товаров для детей;
- Cofbalcocos – косметические средства;
- Laneks – известные шинные центры.
В 2018 году в Риге и на территории других городов Латвии открыты представительства десятков известных брендов, работающие по франшизе. Например, это бренды: Hugo Boss, Body Shop, Zara, Pizza jazz, Massimo Dutti и другие.
Франчайзинг
в Латвии постоянно развивается. Он коснулся следующих сфер:
компьютерные технологии, косметика, одежда и обувь, реклама, ресторанный
бизнес, гостиницы, аренда автомобилей, детские товары. Изначально это
были исключительно заграничные компании и бренды. Но со временем многие
латвийские компании также начали продавать франшизу. Причем, не только
внутри своей страны, но и в другие страны. Самые популярные компании,
основанные в Латвии, и предлагающие франшизу, это: Maija, Elvi,
Dzintars, Stenders ziepju fabrika.
За и против франчайзинга в Латвии
Политические, экономические, социальные аспекты жизни в Латвии имеют как преимущества, так и недостатки для открытия франшизы. Первых, хоть и больше, чем вторых, тем не менее, стоит грамотно взвесить все риски и составить хороший план развития того или иного бизнеса, даже несмотря на поддержку франчайзи.
Плюсы:
- Свободная торговля со всеми странами Евросоюза. Это один из главных моментов, который положительно влияет на производство той или иной продукции в Латвии;
- Большое число коммерческой недвижимости, свободной для аренды и покупки. Предложения выше спроса, поэтому взять в аренду помещение для бизнеса здесь дешевле, чем во многих других европейских государствах;
- В Латвии хорошая законодательная база, связанной с интеллектуальной собственностью.
Минусы:
- Большие налоги и дорогие кредиты для бизнеса;
- Сравнительно низкая платежеспособность местного населения.
Идеи для франчайзинга в Латвии
Каждый год в Риге и других городах страны открываются новые магазины, кафе, салоны красоты, торговые центры. Часть из них является франшизой крупных международных компаний. Но кроме производственной, развлекательной и торговой сферы, в Латвии есть еще одна сфера деятельности, которая может стать достаточно прибыльной для бизнеса – рекламная. В мире не так много известных информационных и рекламных компаний, чье имя на слуху. Еще меньше тех, кто продает франшизу. Но один хороший вариант – есть.
Франшиза CitySites
CitySites – это сеть городских сайтов, чей возраст всего 10 лет, но при этом, сеть успешно распространилась на 9 государств и почти 120 городов. Она продолжает активно развиваться и предлагает выгодную франшизу для всех желающих. Плюсы данного предложения очевидны:
- Сравнительно недорогой старт готового бизнеса для Латвии;
- Профессиональная поддержка опытных специалистов на протяжении всей работы;
- Для деятельности достаточно иметь небольшой офис и всего нескольких сотрудников на старте;
- Отличные возможности для рекламы и заработка с ее помощью;
- Занимаясь параллельно другим бизнесом, с помощью раскрученного городского портала Вы сможете постоянно рекламировать свои услуги, причем совершенно бесплатно;
Информационный бизнес – это бизнес будущего. Ведь, как сказал Натан Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». С данным высказыванием сложно не согласиться. CitySites – это доступный и проверенный многими городами ресурс, открывающие большие возможности.
В послесловие
Если у вас есть небольшой стартовый капитал, и вы задумываетесь о начале собственного бизнеса в Латвии, рассмотрите возможные предложения о франшизе известных компаний. Это успешная мировая практика, помогающая добиться успеха в кратчайшие сроки с помощью известных торговых марок и богатейшего опыта франчайзи.